Чтобы понять, кто такой scrum-мастер, представьте тренера футбольной команды, который учит игроков самоорганизовываться, подбадривает их и интересуется успехами. При этом тренер не выбирает тактику игры – это делают сами игроки. Еще тренер не говорит, с каким счетом команда должна выиграть матч – это делает владелец футбольного клуба. Так же и scrum-мастер – он следит за тем, как команда выполняет требования Scrum, не вмешиваясь в решение рабочих задач и не указывая требования к продукту.
Scrum-мастер – это одна из ролей в Scrum, легкого фреймворка для управления продуктами, наряду с разработчиками (Developers) и владельцем продукта (Product Owner). Иногда скрам-мастера называют «скрам-менеджер» (Scrum Manager). Можно сказать, что это «неканон», но суть та же.
Задачи и обязанности скрам-мастера определены в официальном руководстве по Scrum, переведенном на русский. Но руководство написано достаточно сухо и витиевато, а еще в нем используется много специальной терминологии. Из-за этого человек, который только начал погружаться в Scrum, может что-то понять неправильно. Поэтому мы подготовили статью, в которой доступно рассказали, какова роль Scrum-мастера в команде. А еще добавим, что если вам необходимо профессиональное внедрение Scrum в компанию – вы можете обратиться в Neogenda.
И да. В написании статьи нам помог Аноним – стартапер, который хочет внедрить Scrum в работу своей команды. Он считает, что руководство Scrum – что-то обобщенное, что подходит не для всех, и уж не для его команды точно. Он пару раз задал забавные, но дельные вопросы, которые возникают в головах других предпринимателей и руководителей, если те хотят внедрить Scrum. На его вопросы мы тоже ответили.
Далее в статье:
- для тех, кто не знает: что такое Scrum, Agile и зачем они нужны;
- какие обязанности у скрам-мастера;
- какие задачи выполняет скрам-мастер, а какие – нет;
- по каким признакам оценить эффективность работы скрам-мастера.
Рассказать о роли скрам-мастера не получится, если вам незнаком процесс, который он контролирует. Поэтому сначала коротко о том, что такое Scrum и гибкие методологии разработки. Если вам все это знакомо – пропустите следующий раздел.
Коротко: что такое гибкая разработка, Agile и Scrum
Фреймворк Scrum соответствует ценностям и принципам Agile.
Agile – это гибкий подход к разработке продукта. Если охарактеризовать его в двух словах, то он итеративный и инкрементальный. Итеративный значит, что продукт разрабатывается итерациями – определенными периодами времени. Инкрементальный означает «увеличивающийся постепенно» – с каждой итерацией продукт становится совершеннее. Благодаря этому Agile позволяет быстро реагировать на изменения и чаще выпускать обновленные версии продукта. Этим он отличается от классического «каскадного» подхода, при котором все задачи запланированы далеко наперед, отчего процессы сложно изменить в ходе работы.
Важно: для лучшего понимания рекомендуем прочесть официальный манифест Agile – он всего из двух страниц. Четыре ценности и двенадцать принципов Agile-манифеста лучшим образом представляют концепт гибкой разработки. Эффективно внедрить фреймворк Scrum не получится, если команда не будет разделять ценности и принципы Agile.
Scrum – это фреймворк, который соответствует философии Agile. Руководство по Scrum – это свод правил, которых должна придерживаться команда, чтобы работать в рамках фреймворка. Он появился в 1995 году – с тех пор он становился все популярнее и впитывал лучшие практики команд, которые отразились в последнем руководстве за 2020 год. Ключевой принцип Scrum – постоянное улучшение процесса разработки и самого продукта.
Scrum-команда работает в рамках коротких циклов, называемых спринтами, которые длятся до одного месяца:
- В начале каждого спринта ставится цель, планируются задачи поменьше, а завершается спринт демонстрацией готового продукта или его части, которую выпускают в релиз для пользователей.
- В конце цикла команда анализирует его ход и рассуждает о том, как можно отработать лучше в рамках следующего спринта.
Несмотря на то, что Agile и Scrum вышли из IT, их перенимают и другие отрасли, в которых ведется постоянная работа над продуктом.
И именно скрам-мастер отвечает за то, чтобы работа команды соответствовала правилам, описанным в руководстве Scrum.
Обязанности скрам-мастера
Ненадолго обратимся к руководству по Scrum. В нем указаны обязанности всех участников Scrum-команды, в том числе и Scrum-мастера. Руководство регламентирует правильное следование методологии Scrum, поэтому без него никуда.
Но мы объясним сложную терминологию своими словами.
В 2020 Scrum Guide сказано, что Scrum Master должен способствовать возникновению среды, в которой:
1. Владелец продукта упорядочивает работу по решению комплексной проблемы в беклоге продукта.
Владелец продукта (Product Owner) может быть заказчиком или его представителем. Беклог продукта (Product Backlog) – это постоянно обновляемый перечень приоритизированных задач, необходимых для создания и улучшения продукта. То есть, скрам-мастер следит за тем, чтобы заказчик приоритизировал цели команды, необходимые для создания лучшей версии продукта.
Аноним: А мой друг, Ян, внедрил себе скрам и стал в нем скрам-мастером, хотя он является владельцем продукта. Он говорит, что у него получается совмещать сразу две задачи – я тоже так хочу.
Neogenda: Предпринимателю подойдет роль владельца продукта – он будет думать, что команде нужно сделать в первую очередь, в рамках ближайшего спринта. Скрам-мастер должен быть беспристрастен к ходу работы – он следит только за качеством рабочего процесса и самого Scrum.
Если скрам-мастер – заинтересованное лицо, которому нужен результат, правила Scrum нарушатся и от этого пострадает общая эффективность команды. Например, владелец может добавить в спринт несколько срочных задач, отчего весь спринт «сломается». Люди не получат обновленную версию продукта, время на планирование спринта будет потрачено впустую, команда не вынесет опыт из ретроспективы. Это лишь один из примеров негативного влияния владельца бизнеса на Scrum в роли скрам-мастера – их можно вспомнить десятки.
2. Скрам-команда в ходе спринта превращает выбранную работу в инкремент, несущий ценность.
Что такое спринт вы уже знаете, а инкремент (Increment) – это обновление продукта или продукт, что сделали в ходе спринта. Нужно, чтобы цель спринта способствовала улучшению продукта, а сам спринт был успешно завершен.
Если говорить о разработке ПО, в качестве цели спринта в основном используют новую функцию, которую планируют добавить в продукт. Ее удобнее всего описать в виде пользовательской истории (user story). Она обычно написана в формате «Как [роль] я хочу [функциональность], чтобы [цель]». User story помогает команде понять, что именно должно быть реализовано, чтобы удовлетворить потребности пользователей продукта.
Пример пользовательской истории: «Как покупатель я хочу видеть рекомендации товаров на основе моих предыдущих покупок, чтобы упростить процесс выбора».
3. Скрам-команда и заинтересованные лица инспектируют результаты и вносят правки для следующего спринта.
Инспекция – это один из трех «столпов» скрама. Все участники должны «инспектировать» ход работы – вовремя отслеживать отклонения от плана, чтобы суметь к ним быстро адаптироваться. Скрам-мастер следит, чтобы все участники команды открыто обсуждали свои действия, анализировали их и за счет этого становились эффективнее.
Далее расскажем о конкретных задачах, которые выполняют скрам-мастеры.
Задачи скрам-мастера
Поддержка и мотивация команды
В Agile-манифесте говорится: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов». Это означает, что здоровый эмоциональный фон команды важнее Scrum, являющегося по сути инструментом. Можно вспомнить один из 12 принципов Agile: «Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им».
В гайде написано, что скрам-мастер «способствует устранению препятствий, мешающих прогрессу Scrum Team». Плохая мотивированность команды или ее участников – одно из таких препятствий. Поэтому за поддержку отвечает скрам-мастер.
Обучение команды самоорганизации
Она очень важна по двум причинам:
1.«Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд».
Это еще один принцип Agile. Эффективность достигается за счет того, что участники команды получают свободу в принятии решений – сами выбирают инструменты, методы и план работы.
2. Люди лучше всего учатся на собственном опыте.
Самоорганизация участников команды является мощным фактором роста.
Эмпиризм – это фундамент, на котором базируется Scrum. Эмпиризм как философское течение учит, что личный опыт является лучшим источником знания. Мы склонны согласиться: ни один учебник не повлияет на мировоззрение так, как это сделает пережитый опыт. Сколько раз вы скептически относились к чему-нибудь, пока не наступили на чьи-то грабли? Мы думаем, что много.
Поэтому скрам-мастер должен не быть не столько «нянькой», сколько «оракулом» коллектива. Вместо того, чтобы давать советы для устранения конкретных проблем у участников команды, скрам-мастер должен задавать им правильные вопросы, чтобы они сами приходили к верному решению и впитывали собственный опыт.
Например, вместо того, чтобы конкретно указать на проблемы коммуникации внутри команды, скрам-мастер может задать вопрос: «Какие шаги мы можем предпринять, чтобы повысить эффективность наших совещаний?» Опытный скрам-мастер – настоящий волшебник, способный добиться гармонии в команде такими вот окольными путями.
Обучение команды Scrum
В гайде написано, что скрам-мастер «направляет, обучает и коучит организацию в применении Scrum», а еще он «планирует переход на Scrum и консультирует по вопросам применения Scrum в рамках организации». Это особенно важно для команд, которые внедрили фреймворк недавно. Приучить команду к новым организационным процессам – очень непростая задача..
При этом важно: команда должна не просто следовать Scrum, а осознавать пользу от его внедрения.
Организация и проведение событий Scrum
У Scrum есть пять событий, за организацию и проведение которых отвечает скрам-мастер:
Спринт (Sprint). Про него писали выше.
Планирование спринта (Sprint Planning). Это встреча команды, в ходе которой определяется цель спринта. Максимальная длительность планирования – восемь часов, в том случае, если спринт будет длиться месяц. Если спринт короче, на его планирование нужно еще меньше времени.
Ежедневный скрам (Daily Scrum). Так называют ежедневный созвон команды. На нем участники рассказывают, что сделали за последний день, что в планах на сегодня и что может помешать им выполнить свои задачи. Цель ежедневного скрама – обеспечить прозрачность в работе команды, обнаружить отклонения от плана на ранних стадиях и помочь каждому члену команды быть в курсе текущего состояния проекта. На такой созвон должно выделяться не более 15 минут в день.
Обзор спринта (Sprint Review). Это событие, которое проводится в конце спринта. В его время команда показывает результаты работы заинтересованным лицам со стороны заказчика, но этот процесс не сводится к одной лишь презентации продукта. Во время обзора команда и заинтересованные лица анализируют, чего достигли в рамках спринта, что изменилось в ходе его проведения и над чем работать дальше. На такой созвон выделяется не более четырех часов, если спринт длится месяц.
Ретроспектива спринта (Sprint Retrospective). Данное событие проходит после обзора спринта. В отличие от обзора, во время ретроспективы команда более детально анализирует прошедший спринт, включая поведение отдельных участников команды, их взаимодействие, а также внешние изменения и рабочие практики. Цель ретроспективы – понять, как добиться лучшей эффективности в рамках следующего спринта.
Еще есть уточнение бэклога продукта (Product Backlog Refinement). Этот процесс не относится к пяти мероприятиям Scrum, но тоже важен для успешной работы над проектом. Во время этого события команда с заказчиком оценивает задачи с точки зрения их важности и трудоемкости. Также команда уточняет у заказчика критерии приемки для каждой задачи из беклога, чтобы определить, когда она считается завершенной.
Сначала может показаться, что организовать переговоры просто. На деле, закулисная подготовка скрам-мастера может занять гораздо больше времени, чем сами переговоры. Иногда требуются часы на то, чтобы выявить неочевидные детали контекста будущих переговоров. Для этого скрам-мастеры общаются с участниками команды вне рабочего времени, сами вникают в рабочие процессы и механики, а порой и консультируются с экспертами.
Аноним: А зачем тратить столько сил, чтобы созваниваться каждый день? Например, в моей проектной группе есть контекстолог, который уже давно нашел рабочие связки. Иногда у него бывают A/B-тесты, но он их проводит минимум неделю, чтобы не исказить результаты тестирования сезонностью. Мне кажется, что часового созвона раз в неделю вполне достаточно.
Neogenda: Ежедневные скрамы нужны, чтобы быстро отреагировать на изменения окружающей среды. Речь идет о проектной группе, в которой постоянно что-то происходит: например, команде из разработчиков, тестировщика и дизайнера, которые работают над разными частями продукта. Там работа одного исполнителя часто зависит от результата работы другого исполнителя, поэтому им нужно синхронизироваться чаще, причем сразу всей группой.
Выборочное внедрение техник из Scrum не является Scrum. Лучше досконально придерживаться руководства, так как его правила являются результатом многолетнего опыта мирового комьюнити. Scrum внедрили тысячи компаний, обменивающихся между собой опытом – лучшие практики меняют правила, описанные в руководстве.
Фасилитация событий
Фасилитация – это процесс управления групповыми дискуссиями с целью достижения конструктивных результатов. Скрам-мастер берет на себя задачи по фасилитированию всех переговоров команды, чтобы они не превращались в бесполезную болтовню. Он структурирует обсуждение, обеспечивает равное участие всех членов команды в переговорах и занимается урегулированием конфликтов. Делается это для того, чтобы время было потрачено с максимальной пользой.
Координация действий скрам-команды с другими скрам-командами
В больших компаниях над продуктом работает не одна, а несколько скрам-команд. В этом случае у каждой из команд будет свой скрам-мастер и им нужно будет координировать действия своих команд. Для этого скрам-мастеры организовывают совещания между собой, посвящают друг друга в в процессы своих команд и синхронизируют спринты. Также скрам-мастеры участвуют в процессе масштабирования скрама, создавая структуру для эффективного взаимодействия между несколькими командами.
В общем, если смотреть глобально, скрам-мастер учит команду, мотивирует ее и устраняет препятствия, которые мешают команде работать. Для этого хороший скрам-мастер должен обладать рядом качеств: от развитой эмпатии до высокой самодисциплины.
А теперь расскажем, что скрам-мастер делать не должен.
Задачи, которые не выполняет скрам-мастер
Обязанности скрам-мастеров менялись с годами. В 1998 году, когда впервые появился термин «Scrum Master», тогдашние специалисты мало отличались от руководителей проектных групп: они даже давали поручения ее участникам. По мере того, как Scrum набирал популярность и «обтачивался» командами разработчиков по всему миру, лишние обязанности были упразднены.
Допустимо, если роль скрам-мастера берет на себя один из участников команды. Но на переговорах он должен четко различать в себе две роли и давать понять команде, когда он говорит от лица участника команды, а когда – от лица скрам-мастера. Лучше всего, если скрам-мастер – отдельный участник команды, который не разбирается экспертно в работе участников проектной группы – тогда у него не будет соблазна повлиять на рабочие процессы команды.
Бывает, что на скрам-мастеров «навешивают» дополнительные обязанности. Так делать нельзя – это рушит Scrum. Вот что точно не должен делать скрам-мастер:
- Администрировать сервис для управления проектом. Участники команды должны сами администрировать свои таски – скрам-мастер может только разово помочь или подсказать, как что-то сделать.
- Выполнять мелкие поручения команды. Несмотря на то, что скрам-мастер должен обеспечивать хорошие условия для работы команды, это не значит, что он должен быть у нее на побегушках.
- Брать на себя менеджерские обязанности. Скрам-мастер не вмешивается в рабочий процесс и не отвечает за результат работы команды.
А как тогда понять, насколько эффективен скрам-мастер, если он почти ничего не делает руками? Давайте разберемся.
По каким признакам оценить эффективность работы скрам-мастера
Команда разделяет ценности Agile, стремится к самоорганизации и развитию, а также старается следовать Scrum. Если команда только недавно внедрила Scrum, это яркий показатель эффективности скрам-мастера. Есть и проектные группы, которые давно работают по Scrum – такие нанимают скрам-мастера для поддержки процессов и его роль в успехе команды гораздо меньше.
Переговоры команды проходят во временных рамках Scrum и заканчиваются согласием всех участников. Например, ежедневный скрам должен длиться не более 15 минут. Если команда не успевает договориться за это время, или вообще ссорится – это препятствие, которое должен устранить скрам-мастер.
Команда выявляет и устраняет препятствия, которые мешают ее работе. Например, такими препятствиями могут быть недостаточная прозрачность рабочего процесса, проблемы в коммуникации команды или частые изменения в требованиях к продукту. Этот процесс можно отследить – препятствия фиксируются на специальной доске препятствий, которую делают в той же Jira.
Каждый спринт заканчивается поставкой инкремента. Если после каждого спринта продукт получает дополнительную ценность – команда работает отлично. Главное, чтобы цели и задачи спринта были действительно значимыми. Отметим, что достижение цели не означает выполнение всех задач, запланированных на спринт.
Например, для отслеживания прогресса по выполнению задач в срок используется диаграмма сгорания работ (Burndown chart). Это график, на котором видно, как меняется количество закрытых задач с течением дней. Сложность задач измеряется в сторипоинтах, которые помогают команде оценить объем работы. Сторипоинт – относительная единица измерения, величину которой определяет сама команда.
Рост Velocity или Capacity, если это не KPI команды. Это две метрики, которыми оценивают производительность Scrum-команды.
Среднее количество стори поинтов, которое команда проходит за 2-3 последних спринта, можно считать скоростью команды (velocity). Velocity помогает команде понять свою производительность и планировать объем работы на следующие спринты.
Есть и другая метрика – «емкость» команды (capacity). Это общее количество работы, которое команда может выполнить за определенный период времени, учитывая все ограничения: например, отпуска, болезни, внешние факторы и так далее. Capacity рассчитывается из количества часов, которые каждый участник команды может работать в течение недели.
Velocity измеряет фактическую производительность команды, а capacity – ее потенциальную производительность с учетом всех ограничений. Обычно метрики применяются вместе: velocity используется для планирования работы в спринте, а capacity помогает понять, сколько работы команда может взять на себя в следующем спринте.
Важно: эти метрики полезно отслеживать при оценке эффективности команды, но не стоит использовать их в качестве ее KPI. С большей вероятностью возникнет «эффект кобры» – команда будет намеренно оценивать задачи в большее количество стори поинтов.
Команда работает так же эффективно после ухода скрам-мастера. Может показаться, что в этом случае можно было вообще обойтись без скрам-мастера. Но это не так, потому что слаженная работа самоорганизующейся команды – его заслуга.
В общем, скрам-мастер помогает команде работать в соответствии со Scrum. Опытные скрам-команды могут организоваться и без специалиста со стороны, но молодые команды точно наделают кучу ошибок, отчего только ухудшат эффективность. Поэтому роль скрам-мастера будет актуальна всегда – без него внедрить фреймворк очень нелегко.
Если вам нужно внедрить фреймворк Scrum в компанию – обратитесь в Neogenda. Мы являемся экспертами по современным подходам и методам менеджмента. За нами более 100 успешных управленческих кейсов и 5 000 обученных сотрудников в таких компаниях, как Tinkoff, Яндекс, Авито, Сбер, Билайн, Skyeng и так далее. Оставьте заявку на бесплатную консультацию в Zoom – мы предложим лучшее решение для вашей задачи.