ЛК
Меню
Какие есть роли и обязанности в SCRUM

Роли в SCRUM: какие они и как их выполнять эффективно

Scrum – это фреймворк описывающий подход к разработке комплексных решений. Для его использования следует руководствоваться официальным руководством по Scrum. Там же описаны роли в Scrum – со своими обязанностями и зонами ответственности, которые делят между собой участники Scrum-команды.

Роли в Scrum – это ответственность и определенные функциональные обязанности, которые назначаются участникам команды для успешной реализации работ в рамках фреймворка Scrum. Всего фреймворк предусматривает три роли (зоны ответственности с 2020-го): владелец продукта (Product Owner), скрам-мастер (Scrum Master) и разработчиков (Developers). Чтобы получить пользу от использования Scrum, участники команды должны хорошо понимать и выполнять свои обязанности.

Роли в Scrum - мем

Роли мафии в Scrum

Далее по порядку:

  • что такое скрам-команда и какие условия нужны для ее создания;
  • эффективный владелец продукта – какой он;
  • кто такой скрам-мастер и что отличает хороших скрам-мастеров от плохих;
  • чего ожидают от команды разработки в Scrum.

Если вам необходима помощь во внедрении современных управленческих практик – обратитесь за бесплатной консультацией в Neogenda. На нашем счету более 100 управленческих кейсов и 5 000 обученных специалистов. Наши клиенты – это Сбер, МТС, Тинькофф, Билайн, Raiffeisen Bank, Магнит, Яндекс, Авито, Азбука Вкуса и другие, столь же известные компании. Обращайтесь к нам, чтобы увеличить прибыль вашей компании за счет оптимизации бизнес-процессов и выйти на новый уровень.

Что такое скрам-команда (Scrum Team)

Прежде всего, скрам-команда – это небольшая группа людей, которые сообща работают над одним продуктом. Размер скрам-команды – не больше 10 человек, иначе будет сильно страдать коммуникация. А прозрачная коммуникация – один из столпов Scrum, который позволяет команде анализировать ход работы и быстро адаптироваться к изменениям. Большие команды слишком разобщены и неповоротливы: если над продуктом работает более 10 человек, рекомендуется разделить коллектив на несколько скрам-команд.

При этом скрам-команда – самостоятельная «боевая единица», которая регулярно выпускает дополнительные функции и обновления продукта.

Следовательно, в команду должны входить работники разных специализаций: разработчик, аналитик, тестировщик, дизайнер и так далее. Но в то же время, у нескольких скрам-команд будет общая цель (Product Goal) и бэклог продукта (Product Backlog). Если что, Бэклог продукта – это упорядоченный и постоянно обновляемый список того, что необходимо для улучшения продукта.

Вся работа скрам-команды делится на спринты – мини-проекты в рамках непрерывной работы над продуктом. Происходит это так: команда определяет цель спринта и подбирает задачи из бэклога продукта, которые способствуют ее достижению. Так формируется бэклог спринта (Sprint Backlog), который команда должна выполнить за время, отведенное на спринт: чаще всего от пары недель до месяца. После того, как спринта завершается, команда сразу начинает следующий спринт.

Все участники скрам-команды делятся на три роли: владелец продукта (Product Owner), скрам-мастер (Scrum Master) и разработчики (Developers). Расскажем о них подробнее.

Роли и их обязанности в Agile-команде

Владелец продукта (Product Owner)

Кто такой владелец продукта - мем

Это не то чтобы собирательный образ владельцев продуктов, скорее это продакт-овнер, которому есть куда расти

Владелец продукта – это представитель бизнеса, который вовлечен в работу скрам-команды над продуктом. Роль владельца продукта в скраме всегда выполняет один человек: если на действия команды влияет кто-то еще, они делают это через владельца продукта. У него есть ряд обязанностей, описанных в руководстве, и он может их делегировать, но ответственность за решения всегда лежит на владельце.

Какие обязанности лежат на владельце продукта:

  • Создание и проработка цели продукта (Product Goal), а также обеспечение ее понимания остальными участниками команды. Цель продукта – это описание его будущего состояния. Например, целью может быть создание сервиса с определенным набором возможностей, в который продукт постепенно превращается из MVP. Цель всегда одна – чтобы приступить к следующей, команда должна выполнить предыдущую цель или отменить ее. Задача цели продукта – сфокусировать скрам-команду, чтобы она двигалась в одном направлении – от спринта к спринту. А владелец продукта – это тот, кто следит за метриками качества в scrum команде
  • Создание, объяснение и упорядочивание элементов бэклога продукта (Product Backlog). Элементы бэклога продукта – это отдельные задачи, выполнение которых приближает команду к цели, ради которой создается продукт. Создание элемента бэклога продукта – это фиксация «сырой» идеи по улучшению и развитию продукта. Под объяснением подразумевается процесс, при котором владелец продукта совместно с командой приводит элементы бэклога к такому виду, чтобы над ними можно было работать и включить в спринт. Ведь как будет работать команда, если у нее нет четкого понимания, что именно от нее требуется. А упорядочивание – это приоритизация задач, чтобы в первую очередь работать над самыми важными из списка.
  • Обеспечение прозрачности, доступности и понимания бэклога продукта. Владелец продукта должен позаботиться о том, чтобы команда разделяла с ним важность задач, отраженных в бэклоге продукта. В противном случае у команды не будет достаточной мотивации работать на результат, да и в целом это противоречит ряду ценностей Scrum – открытости, уважения и сфокусированности. А без этих ценностей не получится достичь лучшего результата.

Поскольку Scrum существует уже не первый десяток лет, мировое комьюнити выделило ряд качеств, присущих результативным владельцам продукта.

Перечислим их.

Что отличает хорошего владельца продукта от плохого

  • Он вовлечен в работу над продуктом. Роль владельца продукта требует большой активности. Даже в рамках Scrum владелец продукта должен участвовать во всех встречах – спринтах, один из которых проводится раз в день. При необходимости он делится данными, помогает в поиске людей со своей стороны, выделяет бюджеты и согласует работы.

На всякий случай напомним, что роль владельца продукта может занимать человек, которому это делегировали, а делегировать может хоть генеральный директор. Большинство задач и обязанностей владельца продукта также можно поручать другим исполнителям. Гораздо больше других лайфхаков по внедрению Scrum вы узнаете, если обратитесь в Neogenda за бесплатной консультацией, – мы помогаем внедрить современные управленческие практики в ваш бизнес.

  • Он отлично разбирается в ситуации на рынке. Для этого владелец продукта проводит конкурентный анализ, следит за текущими тенденциями, пользовательским спросом и обратной связью от клиентов.
  • Его решения исходят из метрик. Хороший владелец продукта сможет из головы сказать, какую долю на рынке занимает его продукт, какой средний клиентский чек, какая конверсия в покупку и так далее. Он знает, сколько денег уйдет на выполнение спринта и как это повлияет на ключевые метрики. Если владелец бизнеса работает над ростом ключевых метрик, это означает, что он не просто «пилит фичи», а принимает стратегические решения.
  • Он быстро принимает решения. Владелец продукта не является «блокером», из-за которого тормозятся процессы.
  • Он говорит правду и доверяет команде. Если команде нужна какая-либо информация, владелец продукта делится ею. Прозрачность – один из трех столпов Scrum. Она нужна не только для того, чтобы команда понимала причинно-следственные связи и обладала полной картиной мира, но и для укрепления доверия среди участников Scrum-команды.
  • Он – новатор. Звучит пафосно, но это так – владелец продукта должен быть визионером с большим горизонтом планирования развития продукта. И вагоном маленьких идей по его улучшению. И большим желанием воплотить все это в жизнь. Так ведь и рождаются крутые продукты: берется потребительская проблема и придумывается самый элегантный способ ее решения.
  • Он не боится. Это очередное качество из списка, которое неплохо бы заиметь всем людям вообще, а владельцам продукта – в частности. Нужно опять таки для принятия рискованных решений.

Перейдем к лидеру-слуге. Что, не поняли? Мало кто с первого раза понимает, чем занимается этот специалист, так что это нормально. Расскажем о скрам-мастере.

Скрам-мастер (Scrum Master)

Если хотите узнать больше о профессии, читайте нашу статью: «Кто такой scrum-мастер: объясняем простым языком».

Мем про скрам-мастера

Тут есть те, кто видели скрам-мастера? Если видели, вопрос к вам: похож, да?

Скрам-мастер – это человек, который отвечает за понимание и применение командой Scrum. Им может быть как отдельный специалист извне (с хорошим опытом запуска Scrum), так и ваш сотрудник. Даже ваш специалист в составе скрам-команды, который выполняет еще и свои профессиональные задачи. Правда, тогда нужно, чтобы у него был опыт работы в хорошей скрам-команде, да и это сложно: нужно четко разграничивать две роли.

За что отвечает скрам-мастер:

  • Организация перехода на Scrum и его внедрение.

Прежде чем работать в составе команды, скрам-мастер должен спланировать переход организации на Scrum и руководить процессом.

  • Обучение Scrum.

Для этого скрам-мастер «направляет, обучает и коучит» как участников команды, так и организацию в целом.

  • Повышение эффективности применения Scrum.

Скрам-мастер устраняет препятствия применению Scrum, которые могут быть абсолютно разными: от «непричесанного» бэклога продукта до ссор в команде.

При этом скрам-мастер – «голова», а не «руки». То есть, он может показать, как формировать бэклог в Jira, но не будет это делать за вас.

  • Организация и проведение мероприятий Scrum.

Мероприятия – это встречи всей команды, каждая из которых необходима для определенной цели. Например, есть ежедневный скрам (Daily Scrum) – ежедневная встреча всей команды (не более 15 минут), на которой каждый участник делится своим ходом дел и планами. Есть и другие мероприятия: в руководстве указано четыре события.

Скрам-мастеры могут долго готовиться к встречам, чтобы проводить их наиболее эффективно – общаться с участниками, изучать проектную документацию и так далее. Благодаря этому скрам-мастер может поднять обсуждение важных тем.

  • Поддержка и мотивация команды.

Скрам-мастер – это тренер, коуч и наставник команды. Плохой эмоциональный фон команды – опасное препятствие, которое он обязан устранить.

Теперь разберем отличительные черты величайших скрам-мастеров.

Что отличает хорошего скрам-мастера от плохого

  • Выраженные лидерские черты.

Помните, чуть выше мы назвали скрам-мастера лидером-слугой? Это термин, который был упомянут в версии руководства по Scrum за 2011 год. Правда, потом его чуть подправили: много кто неправильно трактовал термин и считал, что скрам-мастер должен угождать команде как слуга, выполняя разную рутинную работу.

Идея в другом. Фокус скрам-мастера направлен на повышение эффективности команды, поэтому он ей «служит». Но что он делает как лидер?

Он «тащит» команду наверх, помогая ее участникам находить новые точки роста и развиваться в этих направлениях. Например, он берет на себя ответственность за то, чтобы добиться от двух крутых специалистов слаженной работы, поскольку те не доверяют друг другу. Например один считает другого менее квалифицированным и наоборот.

Чтобы устранить препятствие, скрам-мастер общается с этими коллегами, общается с их окружением в коллективе, устанавливает причинно-следственные связи такого поведения, находит подходы к каждому из сотрудников и убеждает их, что если они подружатся, так будет лучше для всех. Это лишь один пример: в жизни препятствием для слаженной работы команды может быть что угодно.

Чтобы брать на себя подобную «грязную» работу, нужна высокая проактивность, одно из качеств лидера. Чтобы люди действительно верили в подобные начинания и не считали их «дуростью», нужна смелость – второе лидерское качество. Поскольку в современном обществе, а также в Scrum, лидерство не должно базироваться на насилии, третье качество – высокий эмоциональный интеллект.

Напомним, что пять ценностей Scrum, выделеных в руководстве жирным – это приверженность, сфокусированность, открытость, уважение и смелость.

Настоящий лидер должен иметь эти качества, да и не сможет он без них стать лидером. А как слуга, он будет «ролевой моделью» для команды, делами доказывая следование этим ценностям.

  • Глубокое понимание Agile и Scrum.

Очевидно, что чем больше опыта у специалиста, тем он лучше работает. Но в случае со Scrum это стоит выделить отдельно – фреймворк кажется простым.

Подумаешь, руководство на 13 страницах – можно за час вдумчиво прочесть, а еще через пару часов внедрить в свой бизнес.

Но именно потому, что мы живем не в сферическом вакууме, нельзя так просто взять и изменить какой-нибудь управленческий инструмент – это невероятно сложная задача. Скрам-мастеру нужен большой практический опыт, чтобы устранять всевозможные препятствия и повышать эффективность команды. Начать свой путь Скрам-мастера можно в сложных Agile-структурах больших компаний, где их наставниками могут быть опытные Скрам-мастера и Agile-коучи.

Неопытному скрам-мастеру будет казаться, что внедрить Scrum легко, но он еще не представляет трудности, с которыми ему предстоит столкнуться.

А теперь расскажем о роли разработчиков.

Разработчики (Developers)

Мем про разработчиков

А кто-то даже женат

Разработчики (Developers) – это участники скрам-команды, специалисты которые, собственно и создают продукт. Выше мы уже говорили, что в команде могут находиться специалисты из любых сфер – все те, кто необходимы для регулярной поставки обновлений и улучшения продукта.

За что отвечают разработчики в рамках Scrum:

  • Составление плана работ на спринт (Sprint Backlog). При содействии владельца продукта, разработчики определяют, что конкретно будут делать в рамках спринта.
  • Качественное выполнение работ. В Scrum есть так называемые «критерии готовности» – условия при которых работа считается выполненной. Разработчики должны следить за тем, чтобы при работе над задачами эти критерии соблюдались.
  • Ежедневная адаптация плана для достижения цели спринта (Sprint Goal). Суть Agile-подходов к разработке – быстрое реагирование на изменения. Поэтому в Scrum предусмотрены разные встречи, такие как ежедневный скрам. Благодаря этому разработчики как минимум раз в день будут делиться своими планами и ходом работ по достижению цели спринта. На практике участники команды общаются по рабочим вопросам между собой гораздо чаще – и это только приветствуется.
  • Взаимная подотчетность специалистов между собой как между профессионалами. В руководстве говорится, что без прозрачности невозможна инспекция результатов и адаптация команды к изменениям на основе инспекции. Поэтому максимальная открытость отдельных участников скрам-команды – это ее фундамент, без которого все развалится.

Есть популярный вопрос касаемо разработчиков в Scrum: могут ли они участвовать сразу в нескольких скрам-командах? Отвечаем: формально это не запрещено, но нежелательно. У разработчиков не будет приверженности одной команде и сфокусированности на одном продукте. От этого возникает ряд проблем: рост сложности коммуникации из-за потери оперативности, ухудшение производительности из-за более частых переключений между задачами и сниженный моральный дух участников команды из-за переживания по поводу вышеперечисленных проблем.

Что отличает хорошую Scrum-команду от плохой

  • Подлинная сплоченность.

Если все участники команды мотивированы сделать лучший продукт на рынке, их обязанности будут выполняться сами собой. В рамках общей цели они будут активно и открыто коммуницировать друг с другом, ставить четкие планы, делиться лучшими практиками и контролировать качество выполнения работ.

Эффективная скрам-команда «играет» так же слаженно, как футбольная команда из высшей лиги. Не зря же «гол» переводится с английского как «цель».

  • Кросс-функциональные сотрудники.

«Мультискилловость» отдельных участников делают скрам-команду еще более эффективной. Собственно, когда в руководстве по Scrum упоминают кросс-функциональную команду, речь идет не только о команде в целом.

Главное преимущество такого качества – коллективный поиск решений экспертной команды, который приносит лучший результат, чем мнение отдельного эксперта. Более того, кросс-функциональность отдельных участников позволяет команде стать еще более гибкой. Такие участники команды могут более равномерно распределять между собой нагрузку и быстрее двигать продукт к цели.

Собственно, из-за отсутствия кросс-функциональности у отдельных участников команды Scrum часто «хейтят». Например, в скрам-команде может возникнуть ситуация, когда тестировщик ждет разработчика и наоборот: один отдыхает, пока другой работает. Если представить, что оба участника команды умеют делать и то, и другое, задержек в работе над продуктом будет гораздо меньше.

Отметим, что Scrum – лишь инструмент, который подойдет далеко не для всех работ. На этом часто «обжигаются» неопытные управленцы, которые могли вдохновиться философией Agile и попытаться внедрить его в свою компанию, хотя он ей не подходил с самого начала. Чтобы не допустить подобных ошибок – обратитесь за бесплатной консультацией в Neogenda. Мы изучим ваш бизнес и предложим лучшее решение для организации ваших бизнес-процессов.

Вообще, никто из нас не обладает каким-то одним навыком – у всех есть своя «ветка скиллов», которую мы прокачиваем с самого детства. На своем карьерном пути многие digital-специалисты тоже осваивают смежные профессии и обладают целым рядом квалификаций. Еще сильнее выражен такой рост в Scrum, если он устроен правильно – там участники каждый день обмениваются опытом и практиками. В долгосрочной перспективе участники скрам-команды перенимают друг у друга опыт, нужный в работе над продуктом, за счет чего работают еще эффективнее.

Резюмируем

В скрам-команде есть три основных роли (с 2020-го зоны ответственности): владелец продукта, скрам-мастер и разработчики.

  • Владелец продукта отвечает за ценность создаваемого Scrum-командой решения, определение цели, ключевых метрик и устанавливает приоритеты в бэклоге продукта.
  • Скрам-мастер учит команду и организацию эффективному применению Scrum и самоорганизованности. Еще он устраняет все помехи по внедрению Scrum и работе над продуктом. Также он следит за качеством взаимоотношений внутри Scrum-команды.
  • Разработчики составляют план работ на спринт и выполняют их. Еще они следят за тем, чтобы работа выполнялась эффективно и приводила целям.

 

Аккредитованный тренер ICAgile и лидер продуктового направления в Neogenda с кейсами в 100+ продуктовых команд

Базовые тренинги

OKR Basic

Погрузитесь в мир гибкого и эффективного целеполагания. Всего за 4 часа вы узнаете, что такое OKR и как он помогает компаниям и командам достигать успеха.

4 900 ₽

Запуск Канбан Инициатив

Этот тренинг для вас, если хотите понять Канбан Метод, узнать механизмы управления поточными системами, использовать инструменты анализа контекста и аудита процессов, а также овладеть алгоритмом построения Канбан Систем и создать собственную прямо на тренинге.

от 45 000 ₽

Введение в продуктовку

Разбираем кейсы и на практике знакомимся с принципами, процессами, ролями, инструментами и метриками, которые необходимы для организации разработки продуктов.

от 45 000 ₽